Из Указа Петра Великого. Целебные свойства шунгитовых марциальных вод
"...Понеже оныя воды исцеляют различный жестокия болезни, а именно: цынготную, ипохондрию, желчь, бессильство желудка, почечуйную, каменную, ежели песок или малые камни. И оные из почек гонят... и от прочих болезней великую силу имеют..." (Из Указа Петра Великого об открытии Марциальных Вод на Олонце, 20 марта 1719 года. Именный)
На Северо-западе России, в карельских далях, издавна местные жители находили черный приметный камень и прозвали его «аспидным». Народная молва передавала из уст в уста и сказания о чудесном исцелении этим камнем. Кстати, шунгитом аспидный камень назвали наши современники-геологи, описав его месторождения в районе поселка под названием Шуньга.
В истории первые упоминания об «аспидном камне» относятся к XVI веку. Прабабка Петра Великого, царица Ксения, в те годы была сослана царем Борисом Годуновым в Толвуйский монастырь. Находился этот монастырь на берегах Онеги, в местности, где прославился своими лечебными свойствами целебный источник. Надо сказать, что царица не только не иссохла в монастыре от недугов, но избавилась от старых болезней. В будущем Ксения родила царя Михаила Романова, несмотря на то, что ее первые несколько беременностей заканчивались выкидышами. А толвуйский родник, пробивающийся сквозь черные толщи «аспидного камня» стал с тех пор именоваться как «Царевен источник».
Но славу этого источника превзошли аналогичные шунгитовые Марциальные воды санатория, основанного Петром I. Почти пятьсот лет карелы лечили свои болячки при помощи воды из чудесных источников и лечебных грязей. Терапевтическое свойство этих вод сказывалось даже при похмелье. В 1713 году царь Петр повелел искать целительные источники не на Онеге, а ближе к новой столице, Петербургу. Видимо, вспомнил семейное предание о царице Ксении, целебном роднике и аспидном камне, давшей ей родовую силу. Спустя год, подходящие источники были найдены и опробованы на рабочих людях и хворающих солдатах – недостатка в таких добровольцах в те года не было. Место выхода шунгитовых минеральных вод на поверхность находилось у болота Равдасуо, вблизи Олонецких заводов.
Для исследования достоверности людской молвы об излечении шунгитовыми водами «нутряных» болезней, царь Петр направил на Олонецкие заводы личного врача Блюментроста и хирурга Равелина. По тем временам они были просвещенные медики, знакомые с учеными достижениями и достаточно профессиональные, а к тому же государь им доверял. Задача стояла непростая – надо было подтвердить полезность воды из вновь открытых источников и оценить возможность строительства на том месте санатория, спорившего бы со славой лучших европейских курортов на минеральных водах.
Направленная царем «комиссия» шунгитовые воды одобрила. Вскоре после доклада личного лекаря Блюментроста государь приказал приступить к устройству первого российского курорта на отечественных минеральных водах. Назвал его царь «Марциальными водами». Такое имя курорт получил в честь Марса, бога войны. Считается, что это произошло в ознаменование побед императора российского на Балтийском море, а также потому, что солдатские раны легче заживали после шунгитовых вод и примочек. В 1719 году санаторий «Марциальные воды» указом государя был основан.
У Петра I, внешне могучего, но страдающего тяжелыми заболеваниями, появилась надежда на исцеление, возможность поправить свое здоровье. На шунгитовые минеральные воды возлагались большие надежды. И действительно, сегодня медицина признает, что кабы не шунгитовая вода, которая поставлялась царю к столу в Петербург, он мог бы и не дожить до своих лет. Употребление целительной воды облегчало Петру приступы эпилепсии, давало передышки в мочекаменной болезни вплоть до его кончины в 1725 году.
По материалам http://www.shungit.spb.ru/shungit-history/95-iz-ukaza-petra-velikogo